Продолжение. Начало здесь.

В следующий мой визит, подходя к месту, где оставил сойкам угощение, я с нетерпением ожидал увидеть результат моего эксперимента. Если желуди останутся нетронутыми, значит, сойки не прилетали, и придется придумывать новую хитрость. Но вот, наконец, склон преодолен. Рюкзак, с пристегнутым к нему штативом и каркасом палатки, повешен на сук. Иду смотреть желуди.

Уже издали вижу — визитеры были. Ура! Желуди разбросаны. Пересчитываю…, трех штук не хватает. Собственно, это все, что требовалось доказать. Сойки прилетали, что подтверждают и следы на снегу.

Минусом в этой ситуации является то, что желуди были несъедобными, как я писал раньше, и соек они, скорее всего, уже не интересовали. Но ведь я об этом знал, и, естественно, придумал им другое угощение!

Такой вот седой и бородатый сойковый старейшина. Не понятно до конца, что хуже — пасмурный день с недостатком света, или солнце в лесу, с постоянно перемещающимися полосами теней от деревьев. На этом снимке хвост сойки оказался в тени и мне пришлось вытягивать его при редактировании.

  • Model: NIKON D50
  • Exposure Time: 1/320 sec
  • FNumber: F9,0
  • Exposure Program: Manual
  • ISOSpeed Ratings: 200
  • Exposure Bias Value: 0 EV
  • Focal Length: 240,00 mm
  • Exposure Mode: Manual Exposure
  • Focus Mode: AF-C
  • Lens Information: 70 — 300mm F/4.5-5.6 VR
  • Flash Used: Did Not Fire

Немного о времени визита. Сейчас, когда солнце очень низкое, оно появлялось в том месте после 9:00. Оптимальным свет был примерно с 11:00 и до 13:00. Позже солнце уходило за деревья, и фотографировать не было смысла.
Расскажу, как я выбираю точку съемки и место, где расположить присаду. Начну с присады. При съемке в лесу, при наличии солнца, самая большая проблема – полосы теней от деревьев. И здесь важно выбрать место для присады так, чтобы через него проходило минимальное количество теней. А также, чтобы промежутки между этими тенями были по возможности бOльшими. Если ко всему этому еще добавить тот факт, что фон тоже желателен красивый и однородный, становится понятно, что не так уж и просто найти удачную позицию.

Обычно, я иду в то место, где предположительно будет стоять присада. Становлюсь или приседаю так, чтобы глаза оказались на уровне, где по моим предположениям будет сидеть птица, и смотрю на деревья в сторону солнца. Поскольку я знаю траекторию движения солнца, я вижу, какое дерево и в какой позиции солнца будет давать тень на присаду. Хорошо, если есть большие промежутки между деревьями. Также хорошо, если некоторые деревья располагаются одно за другим, и вместе будут давать только одну узкую тень. Иной раз, перемещение присады даже на метр вбок, способно кардинально изменить условия освещенности в момент съемки. Если я вижу, что деревья стоят густой щеткой, я перехожу на несколько метров в сторону, и пробую найти новое место для присады. Могу сказать, что только на первый взгляд лес однороден и деревья натыканы там густо. В радиусе 30-40 метров, обычно, удается найти более-менее приемлемое место для фотосъемки.

Когда присада установлена, я ставлю палатку. Ставлю на расстоянии, какое мне нужно (обычно чуть ближе чем, если бы птица помещалась в полный кадр). Для соек оптимальным вышло 3.70 м., судя по шкале расстояний объектива. И, конечно, чтобы свет падал сзади и сбоку. Все эти приготовления с присадой и местом для палатки лучше делать заблаговременно, чтобы не пугать птиц. В день съемки я прихожу, быстро ставлю палатку и сразу же прячусь. Один раз я вышел из укрытия, чтобы поправить присаду посреди фото сессии. Как результат – сойки больше не прилетели в тот день.

В первый день я поставил палатку немного ближе, чем 3,7 метра. Сказывалась привычка охотиться на мелкую дичь. Насыпал в мешочек орехов и семечек для синиц с поползнями. Положил прикормку для соек. Спрятался и стал ждать.

Из «пасмурных» снимков. Сойка разглядывает палатку с любопытством и осторожностью.

  • Model: NIKON D50
  • Exposure Time: 1/320 sec
  • FNumber: F8,0
  • Exposure Program: Manual
  • ISOSpeed Ratings: 200
  • Exposure Bias Value: 0 EV
  • Focal Length: 300,00 mm
  • Exposure Mode: Manual Exposure
  • Focus Mode: AF-C
  • Lens Information: 70 — 300mm F/4.5-5.6 VR
  • Flash Used: Did Not Fire

Синицы, естественно, появились первыми. Сначала большаки, потом гаичек пара штук, чуть позже и лазоревка прилетела. Поползни пожаловали. Дятел неподалеку стал постукивать. Но я то жду соек! Кстати, как показал опыт охоты на соек, если отвлекаться на всякую мелочь, то снять сойку, скорее всего не удастся. Сидеть нужно тихо и не шевелиться.

Первая сойка прилетела неожиданно. Я увидел ее, когда та уселась на ветку дерева рядом. Птица посмотрела внимательно на мое укрытие, перелетела на присаду, потом быстро спрыгнула на землю. Кадра сделать не успел – сойка припрыгала вплотную к палатке. Сижу – не дергаюсь. Если сразу сойку испугать, то вряд ли она прилетит снова. Пускай пообвыкнет. Как улетела, даже не видел – только воздухом от крыльев качнуло ткань скрадка.

Опыта с этой птицей нет – не знаю, прилетит ли снова. Жду…. Минут через десять, снова мелькнула среди веток спереди. Ближе, ближе…. Не шевелюсь. И вот, на присаду уселась, головой покрутила – момент! Поджимаю спуск, птица в фокусе… несколько секунд выбираю удачный ракурс. Вот так вроде хорошо, дожимаю кнопку и делаю один кадр. В первый раз больше нельзя – серия точно птицу спугнет. Хлопок зеркала – сойка вздрагивает, замирает, но не улетает – очень хорошо! Теперь нужно выждать, чтобы она совсем успокоилась, прежде чем делать новые снимки. Даже если улетит – не страшно. Скоро вернется. На первых фотосессиях с непривыкшей птицей главное – не напугать ее сразу, с первых кадров.

Еще один «солнечный» снимок.

  • Model: NIKON D50
  • Exposure Time: 1/320 sec
  • FNumber: F9,0
  • Exposure Program: Manual
  • ISOSpeed Ratings: 200
  • Exposure Bias Value: 0 EV
  • Focal Length: 240,00 mm
  • Exposure Mode: Manual Exposure
  • Focus Mode: AF-C
  • Lens Information: 70 — 300mm F/4.5-5.6 VR
  • Flash Used: Did Not Fire

Ну а дальше уже идет чисто технический процесс – подбираем прикормку(ки), смотрим на что лучше идет, на что хуже. Выбираем удачное время по свету. Перемещаем присаду выше/ниже, дальше/ближе. Только все эти манипуляции нужно делать после съемок, перед уходом, чтобы в следующий раз все было готово.

Первые съемки было пасмурно. Света мало, даже и с отраженным от снега. Плюс, объем не рисуется при таком рассеянном свете. Пыхал вспышкой – не боится. Но картинка лучше не стала.

Потом солнышко в один день появилось. Вот думаю – хорошо! Побежал на соек, палатку белую поставил, жду. Скоро и сойка летит. Но, вот конфуз, не подлетев и на 20 метров, резко сворачивает в сторону и улетает! И так несколько раз подряд: то не долетает, то где-то сбоку потрещит и улетит. Прикормка та, палатка та, ничего вроде не изменилось, кроме света. Неужели, думаю, в солнечный день сойки более пугливы, чем в пасмурный? Думал-гадал, пока из палатки не вылез, когда уже домой собирался. Посмотрел я на свою палатку и все понял! Палатка то белая, а солнце светит в спину, и мой силуэт виден как на экране театра теней! Проблема образовалась от собственной глупости и недальновидности.

Это летний случайный снимок. Сойки не видели меня и подлетели слишком близко.

  • Model: NIKON D50
  • Exposure Time: 1/250 sec
  • FNumber: F8,0
  • Exposure Program: Aperture priority
  • ISOSpeed Ratings: 200
  • Exposure Bias Value: — 0.67 EV
  • Focal Length: 180,00 mm
  • Exposure Mode: Auto Exposure
  • Focus Mode: AF-C
  • Lens Information: 70 — 300mm F/4.5-5.6 VR
  • Flash Used: Did Not Fire

Домой пришел, у жены выпросил черного дублирующего материала, что утюгом приклеивается к ткани. Проклеил всю палатку изнутри, и, о счастье! Сойки стали одинаково спокойно реагировать на палатку, как в пасмурную, так и в солнечную погоду!

Вот собственно и все. Теперь можно в любое время пойти, прикормить соек и на следующий день уже их фотографировать. Следует понимать, что не везде и не всегда это возможно. Главным и решающим фактором здесь является то, что соек я фотографировал там, где у них проходит трасса, и где они и сами, без меня, часто и постоянно бывают.

0